Лидер энергоэффективности Республики Беларусь-2017










Что дает победа в конкурсе?
Мнение предприятий-победителей


Июль 28, 2017


Со времени проведения конкурса «Лидер энергоэффективности-2016» прошел год. Интересно узнать у его участников, каким он для них был. Какую энергоэффективную продукцию (технологии) предлагают они рынку в условиях общего снижения спроса? С какими проблемами сталкиваются? Как их решают? Что им принесла победа в конкурсе "Лидер энергоэффективности"? Чего ждут от него в будущем?

Галина Дубровина

Галина Дубровина, заместитель генерального директора ОАО «Белгипс»:

"Мы постепенно продвигаем на рынке наши гипсокартонные листы, плиты. Ученые подтвердили (и у нас есть соответствующие протоколы испытаний), что наша продукция соответствует всем экологическим требованиям, имеет отличные теплофизические характеристики и является материалом, который можно применять во внутренней оболочке энергоэффективных зданий. Мы предлагаем свои варианты, например, для каркасно-щитовых домов. Сотрудничаем с коллегами-производителями. Так, с ОАО «Стеклозавод «Неман» создали отечественную комплектную систему утепления и звукоизоляции «Белгипс–Неман». Гипсовые материалы в комплекте с другими работают очень эффективно. У нас есть решения для разных типов энергоэффективных домов: с низким потреблением энергии, с нулевым. Важно, что мы как производители занимаемся сегодня созданием инновационной продукции. Совсем скоро получим патент на очередное изобретение, -- плиту гипсовую радонозащитную. Данный материал ко всему прочему способен снизить риск возникновения онкологических заболеваний. Никто кроме нас в Беларуси решением этих проблем не занимается. Выпустили опытную партию. Эта продукция очень востребована. Есть спрос на Украине, в России. Работаем над тем, чтобы наладить серийное производство.
Нам интересно участвовать в конкурсе «Лидер энергоэффективности». Знакомимся с теми, кто также занимается подобной проблематикой, пробуем свои силы. Тема энергоэффективности связана напрямую с устойчивым развитием общества. Это важный аспект развития любого государства. Поэтому перед участниками конкурса стоят необъятные задачи. Новые идеи участников буквально провоцируют на поиск новых решений. Нужно обмениваться информацией, пропагандировать удачные разработки. Было бы замечательно, если бы существовал клуб партнеров, где можно было попить кофе, обсудить трудные вопросы. Еще хочу сказать, что нужно поддерживать белорусских производителей, хотя бы морально. Давать им зеленую дорогу. Учредить отдельную номинацию. Чтобы видно было, сколько нас, истинных белорусов-энтузиастов, которые сами, без грантов, создают энергоэффективную, инновационную продукцию."

Андрей Москалев

Андрей Москалев, директор КУДП «Управление капитального строительства» г. Могилев:

"Мы сейчас занимаемся мониторингом первого энергоэффективного многоквартирного жилого дома в Могилевской области, который в прошлом году был удостоен награды конкурса в номинации «Энергоэффективное здание» и достроен в ноябре. Как только мы получим данные, подтверждающие реальную экономию ресурсов, начнем внедрять новые технологии при строительстве коммерческого жилья. Пока это невозможно: из 180 квартир заселено лишь 6. Это дом второго поколения, в совокупности с тремя системами энергосбережения. Думаю, что они будут востребованными. Энергоноситель экономится до 70%. Это значительно. А люди, которые строятся, как правило, умеют считать деньги. В будущем планируем еще делать забор тепла от свай. Отличие нашей технологии от других, применяемых в республике, -- больше сберегается тепла. Еще одно достоинство: недорогая. Стоимость квадратного метра с оборудованием (в ценах ноября месяца прошлого года) 820 рублей, без оборудования – 730 рублей. Квадратный метр дороже всего лишь на 90 рублей. В течение 10 лет оборудование должно окупиться и экономить ресурсы для тех, кто будет им пользоваться.
Участие в конкурсе в конкурсе «Лидер энергоэффективности» -- это признание нас как лидера в возведении многоквартирных энергоэффективных домов.
Хочу предложить организаторам конкурса добавить номинацию «Максимальный эффект». Чтобы участники имели возможность на конкретном примере показать, сколько сэкономлено бюджетных средств или средств граждан с применением той или иной технологии. Представить реальные расчеты полученного эффекта. Привлекать к участию спонсоров. Предусмотреть для победителей денежные премии.
Думаю, что нужно приглашать на мероприятия, которые проходят в рамках конкурса, не только тех, кто имеет серьезные наработки в области энергосбережения, но и представителей других организаций. Чтобы они могли узнать о новых направлениях в энергосбережении, внедрить у себя перспективные технологии."

Андрей Москалев

Тамара Глецевич, глава Представительства ООО "Грундфос" (РФ) в Республике Беларусь:

"Приобретать товары в этом году, если сравнивать с прошлым, клиенты стали несколько меньше. Однако все большую долю в объеме продаж составляют насосы с частотным регулированием и с более экономичными электродвигателями. Тема энергоэффективности, снижения энергозатрат становится все более актуальной для клиентов. Стали больше покупать более дорогое, но менее энергозатратное оборудование. Сомневающимся мы приводим расчеты по методике, получившей название «Стоимость жизненного цикла насо¬сов» (Pump Life Cycle Costs – LCC), разработанной совместно Гидравлическим институтом США (Hydraulic Institute) и Европейской ассоциацией производителей насосов (Europump). 100% стоимости жизненного цикла оборудования складываются из: 5% капитальных затрат, средств на его покупку, 10 % эксплуатационных расходов (профилактическое обслуживание, ремонты, замена расходных материалов) и 85 % потребляемой электроэнергии. Если покупатель снизит капитальные затраты, например, до 3%, то увеличит эксплуатационные затраты и потребляемую электроэнергию. Выгодно или не выгодно – можно оценить наглядно, провести расчеты. Тем не менее, мы сталкиваемся с проблемами, когда у организаций просто не хватает денег сделать дорогой заказ, или с руководителями, которые предпочитают позаботиться об энергосбережении не сегодня, а завтра. Особенно, когда госпредприятиям выделены бюджетные средства и нужно уложиться в лимит.
Став в 2016 году победителем конкурса «Лидер энергоэффективности», нам стало проще разговаривать с клиентами. Награда говорит о том, что мы не на словах, а на деле предлагаем эффективное оборудование. В некоторых случаях это весомый аргумент для продаж. Правильно, что «Лидер энергоэффективности» существует автономно, а не в рамках какого-либо крупного конкурса. В Беларуси есть Государственная программа «Энергосбережение», и перед организациями ставится задача, доводятся показатели – снижать энергопотребление. Например, водоканалы ежегодно должны снижать удельное энергопотребление. В случае невыполнения государство может урезать премиальный фонд. То есть данные вопросы уже регулируются рублем.
Хочется, чтобы движение по энергосбережению популяризировалось, было больше разъяснительных мероприятий. Чтобы те предприятия, которые используют энергоэффективное оборудование, пользовались льготами, а актуальные темы обсуждались на высоком государственном уровне.
Также хочется, чтобы был открыт под эгидой Департамента по энергоэффективности действующий шоу-рум, где можно было бы на примере работающего оборудования, например, бытового, показать как реально можно экономить средства за счет использования прогрессивной техники. Такие шоу-румы уже давно есть в ведущих европейских странах. Разве мы хуже?"

Продолжается регистрация на конкурс «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь-2017». Заявки принимаются до 15 сентября. Информацию о выгодах, получаемых предприятиями-участниками, порядке регистрации и об условиях участия можно найти тут или получить по телефонам Оргкомитета: (017) 268-47-92, (029) 182-80-10.